Психологическая подготовка спортсмена настольного тенниса.

1 апрель 2019

Скитневский Виталий Львович, декан факультета физической культуры НГПУ (Н.Новгород), кандидат психологических наук, мастер спорта, чемпион Советского Союза по фехтованию. Пятикратный чемпион России.

Проблема психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень актуальна в настольном теннисе. Можно очень хорошо подготовиться к главному старту сезона, подойти к нему на пике формы. Но, к сожалению, на отборочных турнирах спортсмен может выступить блестяще, выигрывая у всех потенциальных соперников, но на главном соревновании игра почему-то не получается. Как правило, специалисты разводят руками и говорят, что недостаточна психологическая подготовка спортсмена. Эта проблема волнует специалистов по всем видам спорта и на всех континентах.

Что такое психологическая подготовка, как подвести спортсмена к необходимому состоянию, что нужно сделать, чтобы в самые критические моменты встречи он не терял самообладание — постараемся вместе разобраться.

Техническая подготовка спортсмена и его физические кондиции должны проявиться в полной мере в нужный момент. Это способна обеспечить серьезная психологическая подготовка и большинство тренеров это хорошо понимает. Хотя однозначного подхода сегодня к этой проблеме нет.

Выиграть очко

Психологическая готовность – это психофизиологическое состояние, которое позволяет показать оптимальный результат, нацелить спортсмена на выполнение с максимальной концентрацией конкретного приема в данный момент.

Если, придя в зал, тренер говорит: «Нужно выиграть, во что бы то ни стало», то такая общая установка не поможет мобилизовать спортсмена. Соревнования состоят из микро-поединков. Каждый из которых, в свою очередь, состоит из отдельных эпизодов — розыгрышей очка. Каждый розыгрыш из отдельных действий игрока, его внимания и концентрации. Установка выиграть соревнование «в общем» не имеет под собой почвы. Если игрок и выигрывает, то не за счет такой общей психологической установки тренера.

Скорее всего, срабатывает умение сконцентрироваться на розыгрыше каждого очка. Спортсмен должен выйти к столу и разыграть каждое конкретное очко с максимальной отдачей, предельно концентрированно, совершив чёткие и конкретные приёмы.

Если теннисист играет партию до 11 очков, то фехтовальщик — до 5 уколов. А, например, пятиборцы на своих турнирах фехтуют до одного укола. Естественно, что класс пятиборцев ниже, чем у фехтовальщиков. Но когда пятиборец выходит сражаться с фехтовальщиком, то выиграть у него первый укол почти нереально. Так как пятиборец запрограммирован на этот единственный укол.

Вот когда пять раз по одному, ситуация меняется. Появляется счастливая возможность реализовать себя. Разбить встречу на части.

Далее, надо помнить, что отсроченная цель снижает мотивацию. Конечно, необходимо ставить перед собой задачи на отдалённое будущее. Но при этом твёрдо понимать, что они могут быть реализованы при серьёзных усилиях уже сегодня. Выиграть сейчас. Нанести необходимый удар, чтобы выиграть именно данное конкретное очко.

Моделирование ситуаций

Допустим, у спортсмена все есть: физические кондиции, техническая база, опыт, гениальный тренер, финансирование, наконец. Догадываемся, что должно быть на выходе. Как добиться?

При осуществлении тренировочного процесса необходимо моделирование управляемых психологических ситуаций. Спортсмен должен находиться в состоянии разумного психологического напряжения — должен во время игры жить в этом состоянии, в желании. Можно недодать, пожалеть игрока, но это не даст нужного результата. Мы знаем, что у юных гимнасток часто бывает психологический срыв. Нагрузки взрослые, а психика детская. То есть, если передавить, есть опасность сорвать соревнования. На этом примере понятно, что нужно давать оптимальную психологическую нагрузку. Постоянно нужно моделировать с учётом календаря соревнований это психологическое напряжение. Спортсмен должен постоянно находиться в психологическом напряжении. Он должен постоянно находиться в состоянии преодоления себя, жить борьбой. Спорт — наркотик, но со знаком плюс.

Обыватель не поймет, почему человек пропадает в зале, мучается, потеет, устаёт и получает от этого удовольствие. Трудно понять. А человек почувствовал азарт, почувствовал жажду борьбы, радость победы, результат. Он стремится находиться в этом состоянии постоянно. Без этого не может.

Итак, надо моделировать на тренировках соревновательное напряжение, избегая легковесности и поверхностности в заданиях, что нередко случается. Необходимо, чтобы спортсмен находился постоянно в соревновательном состоянии. По ходу тренировок неизбежно внесение корректив, чтобы, где нужно чуть увеличить напряжение, а где-то снизить. Но чтобы к соревнованиям он подходил в состоянии оптимальной боевой готовности. В практике довольно часто бывает, что игрок может подойти психологически не готовым к соревнованиям. Технически готов, а психологически нет.

Отсутствие постоянной боевой практики не дает возможность мобилизовать себя в момент наибольшего напряжения.

Роль тренера во время соревнований
Следующий важный аспект — секундирование. Зачем нужен тренер во время соревнований?

Прежде всего, чтобы снять излишнее напряжение у подопечного. Своего рода, психологический громоотвод. Помогает полнее раскрыться спортсмену. Чаще всего нужно сказать игроку одно-два слова, одна-две фразы, но своевременно и по делу.

Не идет прыжок, который исполнялся тысячи раз, у известного фигуриста. Говорить в этот момент о технике бесполезно. Все всё знают. Психолог принимает решение и заявляет: «Не думай об этом прыжке. Я убеждён, что он у тебя получится». Говорить спортсмену, как он должен сыграть тот или иной мяч, бесполезно. Или пример из практики тренера борцов: «Кидай влево, я отвечаю». То есть, в определённый момент тренер должен взять ответственность на себя. Спортсмен готов. Все может, но опасается и отсюда перенапряжение. Надо снять это напряжение. Открыт кингстон и у него всё получается.

Есть заряд, который нужно пустить в нужное время. Секундант психологически мобилизует спортсмена, но короткими фразами, которые мобилизуют игрока. Надо иметь в виду, что совет «подумать» часто не уместен, из-за того, что время обработки информации дольше самого действия. В таких случаях лучше подсказка на определённое действие без обдумывания. Создание барьера для негативной информации.

В дополнение к этой теме можно добавить несколько слов конкретно о настольном теннисе. Многократная чемпионка мира китаянка Чжан Иньин на пресс-конференции в Эндховене на вопрос: «Как вам удалось выиграть решающую партию, проигрывая 15:20 (В то время игра велась до 21) ответила: « Разве был такой счёт? Для меня главное выиграть конкретное очко. Я настраиваюсь на выигрыш именно этого очка. Если бы я следила за счётом, то, наверное, проиграла бы. Для меня каждое очко — решающее».

Есть спортсмены, которые прекрасно проводят встречу, но когда счёт становится, например, 10:5, то куда исчезают лёгкость и уверенность. Проблема игры в концовках есть у многих игроков. Для преодоления такой напасти, нужно на тренировках исполнять задания, которые моделируют подобные ситуации. Например, играть партии, когда счёт 6:9 на своей подаче.

Научиться бороться за каждое очко поможет игра на счёт до 3-х очков. Подачи при этом выполняются по очереди. Выигрывает тот, кто первым набирает три очка. Определённой смелости может добавить игра на счёт трёх-ходовками, т.е. за три хода надо выиграть очко.

Статья была опубликована в журнале "Настольный теннис" №6, 2007.
информация взята с сайта http://www.ttdubna.ru/sportivnaya-psixologiya/176-psihologiya-v-nastolnom-tennis